+380 (44) 484-64-83       +380 (50) 410-96-04       +380 (67) 240-19-30       Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Мир в эпоху протекционизма. Готова ли Украина к новым условиям?

протекционизм сша 87134031Готов ли украинский бизнес бороться за свой рынок? К сожалению, следует констатировать, что в подавляющем большинстве украинский бизнес не готов отстаивать свои интересы

Более того, он даже не знает о механизмах, которые широко используются в мире и позволяют эффективно защищать собственный рынок.

Сложившаяся ситуация является угрожающей для украинской экономики. Дело в том, что последние ежегодные отчеты ВТО касательно применения различных ограничительных мер прямо свидетельствуют о росте протекционизма почти по всему миру и о попытке закрыть рынки от импорта. Кроме того, подобные "протекционистские" программы уже принимаются отдельными странами, например, последние инициативы "Покупай американское, нанимай американцев" президента США Дональда Трампа.

Закрытие рынков приведет к тому, что импорт пойдет на незащищенные рынки, такие как Украина, и тогда нашим производителям просто не останется места.

Это заставляет обратить внимание на то, какие возможности могут дать меры торговой защиты украинского бизнеса.

Достаточно часто для защиты внутреннего рынка украинские производители просят государственные органы просто поднять импортную пошлину, ввести эмбарго, предоставить определенные преференции, установить преимущества национальным производителям при государственных закупках, ввести определенные ограничения импорта/экспорта и т.д. ("классические инструменты").

Производители забывают о том, что все подобные механизмы прямо или косвенно запрещены в ВТО и/или нарушают обязательства Украины в рамках соглашений о свободной торговле. Применение таких мер рано или поздно приведет к негативным последствиям для Украины.

Зато бизнес почему-то вообще не обращает внимания на меры торговой защиты, которые могут иметь аналогичный эффект (ведь фактически речь идет о применении дополнительных импортных пошлин или даже квот), но они разрешены и широко используются в мире.

Так, согласно официальной статистике на сайте ВТО за период с 1995 года по 30.06.2016 года членами ВТО были применены следующие меры: Screenshot 1

Во всем мире внутренний рынок играет важную роль для местных производителей, поскольку помогает компаниям переживать трудные кризисные времена. Это - экономическая аксиома, поэтому все страны мира защищают внутренний рынок от недобросовестного импорта.

После начала реализации Украиной условий членства в ВТО уже в 2005 году ввозные пошлины на большинство видов продукции были или отменены, или снижены до уровня нескольких процентов. Поэтому торговые расследования остаются практически единственным действенным инструментом тарифной защиты отечественных производителей от недобросовестного импорта.

Какие особенности таких мероприятий?

Для применения мер торговой защиты не требуется участия центральных органов власти, таких как Кабинет министров или Верховная Рада Украины.

Когда речь идет о "классических инструментах", в подавляющем большинстве случаев необходимо вносить изменения в законы или подзаконные акты. На практике это очень непросто и непредсказуемо с точки зрения результата и временных рамок. Ведь, например, пока законопроект пройдет все чтения и будет проголосован, в нем может ничего не остаться от того «полезного», о чем просил бизнес.

В случае с мерами торговой защиты четко определен порядок со своими сроками, стадиями, ответственными органами.

Не нужны ресурсы из государственного или местного бюджетов.

Довольно часто "классические инструменты" требуют прямых расходов из бюджетов (например, субсидии) или косвенно влияют на доходную часть бюджетов (например, если предоставляются льготы по уплате налогов). Понятно, что в условиях огромных "бюджетных дыр" на всех уровнях бизнес на пути к реализации своих целей найдет много преград.

Применение мер торговой защиты напрямую зависит от бизнеса и от его собственных ресурсов. Более того, в случае применения мер торговой защиты соответствующие суммы, наоборот, пополнят доходную часть бюджетов.

Размер мер торговой защиты может быть очень значительным, гораздо выше, чем импортные пошлины!

Ни правила ВТО, ни украинское законодательство не предусматривают каких-либо ограничений по размеру, в котором могут применяться меры торговой защиты.

Зато такой размер напрямую зависит от:

- величины демпинговой маржи иностранных производителей, то есть насколько цена, по которой товар продается на внутреннем рынке страны экспорта, выше цены, по которой товар импортируется в Украину (антидемпинговые меры)
- объемов роста импорта (специальные мероприятия)
- величины специфической субсидии (компенсационные меры)
- причиненного вреда (независимо от вида мероприятий)

Применяются сроком на 4 или 5 лет (в зависимости от вида мероприятий) с возможностью дальнейшего продления.

Еще одним важным преимуществом мер торговой защиты является длительность их применения. Так, специальные меры могут применяться по общему правилу на 4 года с последующим продлением максимум до 8 лет, тогда как антидемпинговые и компенсационные меры применяются изначально на 5 лет с последующим возможным продлением неограниченное количество раз за 5 лет.

Что мы имеем на практике?

Украина имеет успешный опыт использования инструментов торговой защиты. В частности, с 2001 года было введено более 60 успешных антидемпинговых или специальных мер по недобросовестному импорту. Основная их часть касалась импорта из России и Китая.

По состоянию на апрель 2017 действует 16 антидемпинговых мер, два специальных мероприятия и одно компенсационное мероприятие.

Торговые расследования позволяют ограничить недобросовестный импорт и тем самым формируют дополнительную рыночную нишу для отечественных предприятий. Здесь следует отметить, что это эффективный инструмент защиты как крупного, так и малого, среднего отечественного бизнеса.

Приведем несколько примеров успешных антидемпинговых мер, которые позволили существенного снизить объемы импорта:

Введение в 2007 году антидемпинговой пошлины в размере 21,8% на импорт шифера из РФ привело к сокращению импорта из России с 3,2 млн. долл. США в 2006 году до 97 тыс. долл. в 2008 году и до нуля в 2009 году.
В 2010 году белорусские производители попытались занять утраченную россиянами нишу на украинском рынке шифера, но также были ограничены антидемпинговой пошлиной в размере 33,2%. В результате импорт шифера из Беларуси сократился с 1,5 млн. долл. США в 2010 году до 118 тыс. долл. США в 2011 году.
В 2008 году импорт изделий из черных металлов (тросы и канаты) из Китая был ограничен антидемпинговой пошлиной в размере 41,07%. В результате импортные поставки из КНР сократились с 2,7 млн. долл. США в 2007 году до 56 тыс. долл. США в 2009 году.
В 2013 году против российских поставщиков медицинской стеклотары была введена антидемпинговая пошлина по ставке 13,08-27,99%. Импорт из России сократился с 42,9 млн. долл. США в 2013 году до 6,5 млн. долл. США в 2015 году.
В 2014 году против импорта бесшовных нержавеющих труб из Китая была введена антидемпинговая пошлина в размере 41,07%. Китайский импорт уменьшился с 1,2 млн. долл. США в 2013 году до нуля в 2016 году.
Импорт ламп накаливания из Кыргызстана после введения антидемпинговой пошлины в размере 25,73% снизился с 1,3 млн. долл. США в 2013 году до нуля в 2016 году.

Подытоживая, можно сделать вывод о высокой эффективности торговых расследований в качестве инструмента защиты внутреннего рынка от недобросовестного импорта, в том числе - для малых и средних предприятий.

Теперь слово за украинским бизнесом.

 

Источник: http://www.eurointegration.com.ua/experts/2017/05/10/7065501/

  • banner2014-2a
  • banner2014-2b
  • banner2014-3a
  • banner2014-3b
  • banner2014-1a
  • banner2014-1b
  • banner2014-1c
  • banner2014-1d