Економічна біблія від Володимира Власюка
Відомий промисловий експерт, директор держпідприємства «Укрпромзовнішекспертиза» Володимир Власюк та його команда розробили концепцію новітнього індустріального розвитку України
С Владимиром Власюком украинские журналисты, освещавшие проблематику горно-металлургического комплекса, хорошо познакомились еще в начале 2000-х. Основным источником информации о деятельности ГМК в то время были отраслевые балансовые совещания, которые проводились в здании бывшего Минчермета Украины в Днепре. Ведущие украинские деловые издания и информагентства регулярно отправляли на них своих журналистов. Кто-то довольствовался местными корреспондентами. Но спрос на актуальную информацию о состоянии дел в ГМК тогда ощущался повышенный. Ведь отрасль приносила стране более четверти всей валюты и была главным локомотивом экономики.
Доклады директора ГП «Укрпромвнешэкспертиза» Владимира Власюка на этих совещаниях были самыми интересными. В отличие от руководителей отраслевых объединений, сосредоточенных на производственных показателях и конфликтах между производителями сырья и готовой продукции, Владимир Власюк докладывал о внешнеэкономической деятельности металлургов.
Картина, описанная им, показывала масштабы деятельности ГМК Украины в мировом измерении, глубокие связи металлургической отрасли с потребителями ее продукции и глобальные тенденции, что позволяло уже тогда безошибочно спрогнозировать спад металлургического производства в Украине.
В дальнейшем Владимир Власюк и его команда экспертов на протяжении многих лет делала такие же серьезные обзоры других промышленных отраслей. Теперь же коллектив «Укрпромвнешэкспертизы» в партнерстве с другими известными экономистами издали целый концептуальный труд — «Економічне відродження через індустріальний розвиток України», обосновывающий необходимость «новейшего индустриального развития» Украины (НИРУ). Презентация этого исследования на днях прошла в «Укринформе».
Ускользнуть из ловушки бедности
Мало кто знает, что приписываемое Конфуцию изречение «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен» пришло к нам из Англии. К Конфуцию оно не имеет никакого отношения. Но у этой фразы есть продолжение «…но если уж случилось (жить в эпоху перемен. — Я. Д.), то дай вам Бог воспользоваться новыми безграничными возможностями».
Во все времена перемены неизбежны. Однако разрушительные процессы в экономике, так и не преодоленные с момента образования независимой Украины, совсем не радуют тех, кто не сумел приспособиться к новым возможностям. Таких, вероятно, не менее 80% жителей страны.
Из каждого экономического потрясения, вызванного то ли глобальными причинами, как ипотечный кризис 2003 г. в США, то ли внутренними — как евромайдан 2013—2014 гг., Украина выходит все более ослабленной, а доходы населения падают.
Винить в этом принято коррумпированных политиков, олигархов, мировой порядок, вытягивающий из стран периферии природные и человеческие ресурсы, конкретно государство Украина, неспособное защитить своих граждан от обнищания, и т. д.
Владимир Власюк и его коллеги пришли к выводу, что в деградации экономики Украины виновато разрушение индустриального ядра и упадок перерабатывающей промышленности, которая создает основную добавленную стоимость и связывает экономику воедино.
Так, в 2019 г. удельный вес перерабатывающей промышленности в ВВП Украины сократился до 10,8%. Тогда как у Польши этот показатель, напротив, увеличился до 17%, у Турции — до 19%, а у Словакии — до 20%.
В то же время доля первичного сектора (сырья) в украинском экспорте за последнее десятилетие выросла с 15% до 34%. А у стран-соседей этот показатель не превышает 5%.
Украина, вероятно, является единственной страной в мире, ВВП которой за последние три десятилетия сократился на 35% по сравнению с 1990 г. Стартовав на одном уровне со странами-соседями или даже в лучшем положении, после кризиса 2004 г. отставание ВВП на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) составило 2,4 раза, а после 2013 г. — 3,5 раза. Т. е. после каждого провала страна не могла достичь прежних локальных пиков экономического развития.
Этот эффект авторы концепции НИРУ назвали экономической аномалией, обозначающей системный сбой, ошибку в экономике, которую необходимо ликвидировать.
Если эту ошибку не устранить, мы все глубже увязнем в «ловушке низких доходов». За последние 5 лет доходы на душу населения в Украине снизились с $5383 в год до $3298. В то же время доходы на душу населения в граничащих с Украиной странах выросли: в Румынии до $11 290, Польше — до $14 150, а в Словакии — до $18 330.
НИРУ ставит перед страной и ее гражданами задачу за 12 лет перейти в разряд стран с доходами выше средних, то есть более $7800 в год на человека, параллельно создав 2,2 млн. новых рабочих мест.
Сделать это предлагается, построив технологичную экономику, которая обеспечит ускоренный экономический рост на уровне 7% в год в условиях открытой глобальной конкуренции. Авторы НИРУ предлагают сделать это в кратчайший исторический срок, возможный для такого процесса. Предложенный подход предполагает ориентацию на собственные ресурсы и возможности, а иностранные инвестиции рассматриваются как бонус.
Нынешнюю экономическую политику Владимир Власюк охарактеризовал как экономику бедности, когда мы поставляем сырье и человеческий капитал, а импортируем готовую индустриальную продукцию. Такая модель приводит к двойным затратам из-за экспорта сырья вместо обработанной продукции и вынужденной закупке готовой продукции с высокой добавленной стоимостью.
По данным исследования, в себестоимости каждой выращенной в Украине тонны кукурузы внутренние затраты составляют 24%, а остальное приходится на импорт. Поэтому сколько бы мы ни вырастили зерна, всегда останемся страной с низкими доходами.
Авторы обрисовали тревожную картину будущего Украины при сохранении существующей тенденции экономического развития и видения Украины как аграрной супердержавы с большим количеством IT-специалистов. Этот подход они назвали «Агро-IT-сценарием» и охарактеризовали как модель долговой экономики, неспособной обслуживать минимальные инвестиционные потребности, жестко привязанной к внешним инвестициям и ценам на сырье, сохраняющей экономику бедности.
Реализация этого сценария к 2030 г. смогла бы обеспечить прирост реального ВВП на уровне 0,8% в год, увеличение отрицательного сальдо внешней торговли до 14,4% ВВП, или $20,8 млрд., а также увеличение госдолга до 94% ВВП ($128 млрд.).
Развитие по агросценарию потребует дополнительных заимствований для покрытия затрат. Но даже если будет продана половина государственных сельхозземель, т. е. 5 млн. га, выручить удастся порядка $10 млрд. Дороже продать землю вряд ли удастся.
Однако кредитный рейтинг Украины будет ухудшаться, поскольку власть лишится последнего залогового ресурса, а доля сырьевого экспорта (сельское хозяйство и добывающая промышленность) увеличится до 26% ВВП.
По мнению Владимира Власюка, реализация «Агро-IT-сценария» может привести к утрате страны, поскольку у государства не будет средств для инвестирования в армию и инфраструктуру. Вместо этого украинской власти предлагается ускоренными темпами развивать обрабатывающую промышленность.
Приводится ряд примеров. Так, в продуктовой цепочке переработки пшеницы добавленная стоимость выращенной 1 тонны зерна составляет $50, при ее переработки в муку — $120, а при производстве на основе пшеницы сиропа и клейковины — $300.
Аналогичная формула переработки железной руды дает прибавочную стоимость $25/т для железорудного сырья, $90 для производства из него катанки и $300 для оцинкованных тросов или канатов.
Произведя куб древесины, можно заработать $16, переработав его в лущеный шпон — $29, а в фанеру — $108. На основе этих примеров легко сделать вывод, что разумные страны прикладывают усилия, чтобы обрабатывающая промышленность как можно с большим числом перерабатывающих операций (цепочек создания добавленной стоимости) концентрировалась на их территории. Это обеспечивает дополнительные поступления в казну и рост доходов населения.
Концепция НИРУ не предполагает восстановления индустриального ландшафта, который Украина имела в позднем СССР. Авторы обрисовали новый современный ландшафт обрабатывающей промышленности индустрии 4.0 и предлагают сконцентрироваться на углубленной переработке сырья и импортозамещении.
В книге приведены схемы, иллюстрирующие слабые места украинской промышленности, с чрезмерным импортом и отсутствием собственных производств. Это нефтепереработка и нефтехимия, бытовая химия, бумажная промышленность, автопром и многие другие отрасли.
За чей счет праздник?
Вопрос лишь в том, кто возьмется за реализацию НИРУ? Авторская группа проекта убеждена, что ни гражданское общество, ни предприятия самостоятельно сделать этого не смогут. Процесс может и должно возглавить государство. Но для этого оно должно изменить поведение и начать инвестировать в развитие, мотивировав делать то же и частный сектор.
Для этого необходимо готовить соответствующих специалистов и финансово стимулировать производственную деятельность с помощью создания инфраструктуры развития.
К таким институтам трансформации относятся:
— Национальный фонд структурной трансформации — банк развития с капиталом $5,6 млрд.
— Фонд регионального развития (1% доходной части госбюджета). В настоящее время фонд с таким названием существует, но приоритет его деятельности не развитие производственной инфраструктуры, в т. ч. индустриальных парков, дорог и т. д.
— Экспортно-кредитное агентство, которое будет заниматься поддержкой несырьевого экспорта в объеме $1 млрд.
— Фонд развития инноваций (0,25% доходной части бюджета) для компенсации 30—50% затрат на НИОКР в машиностроении и на частичную компенсацию затрат на цифровизацию производства.
— Фермерский аграрный индустриальный фонд (до 1% доходной части бюджета), посредством которого будут стимулироваться закупки отечественной сельхозтехники и внедрение новых агротехнологий.
Инструментами инвестиционного ресурса для НИРУ должны стать согласованные мероприятия денежно-кредитной, фискальной и технической политики.
— Денежно-кредитная политика включает задание удешевить стоимость кредитов и сделать их доступными для промышленных инвесторов. Необходимо увеличение объема денежного агрегата М2 с нынешних 35% до 50—60%, т. е. до уровня соседних стран. Для этого финансовый сектор должен нарастить уровень срочных и сберегательных депозитов.
— Фискальная политика предусматривает трансформацию финансов в инструмент развития, в т. ч. за счет более прозрачных госзакупок и стимулирования производственной деятельности.
— Техническая политика должна облегчить сертификацию продукции отечественного производства и усилить требования для недопущения на внутренний рынок некачественного импорта.
«Если стимулы и мягкое принуждение к модернизации заработают одновременно, этого будет достаточно, чтобы начать процесс», — утверждает Владимир Власюк.
Реализация НИРУ потребует $526 млрд. за 12 лет. На первый взгляд — совершенно астрономическая сумма. Однако, как утверждает соавтор исследования, бывший первый заместитель министра экономического развития и торговли Анатолий Максюта, за прежние 12 лет Украина аккумулировала $310 млрд. капитальных инвестиций. Добавить к ним еще почти столько же вполне реально. Тем более что предложенная модель развития позволяет сгенерировать за 12 лет $510 млрд. внутренних сбережений, т. е. 95% общих потребностей. Но надо, чтобы эти сбережения превратились в инвестиции.
Дополнительными инвестиционными источниками авторы концепции назвали теневую экономику. По словам замдиректора ГП «Укрпромвнешэкспертиза» Сергея Поважнюка, специально проведенное ими исследование позволяет говорить, что уровень теневой экономики в Украине составляет 24% ВВП, и эти данные соответствуют результатам исследования компании ErnstYoung, выполненного по заказу НБУ.
По данным г-на Присяжнюка, наиболее подвержены теневым процессам строительство, торговля и автотранспорт. Это сфера услуг, в которой много разрозненных платежей наличными и где очень сложно «выловить» их, поскольку работает большое количество мелких субъектов предпринимательской деятельности и они быстро меняются. В отличие от них, на перерабатывающих предприятиях с количеством работающих более 100 человек теневая зарплата практически отсутствует. Поэтому развитие современных новых заводов будет способствовать и детенизации экономики.
В целом же госбюджет ежегодно недополучает $10,5 млрд. налогов и еще $7 млрд. недоплачивают корпорации, когда выводят из страны деньги за счет занижения экспортной стоимости продукции.
Как считает Анатолий Максюта, одним из главных механизмов НИРУ на начальном этапе должна стать фискальная политика. Бюджет должен сосредоточить необходимые ресурсы и стать механизмом зажигания, который запустит эту систему.
Однако нынешняя фискальная система этими качествами не обладает, поскольку балансируется за счет уменьшения затрат, а должна балансироваться за счет увеличения доходов.
Бюджетный процесс также имеет немало недостатков — в виде распорошенности средств по различным бюджетным программам, многие из которых не выполняются. Большое количество нолей в статьях расходов на инфраструктуру в проекте главного финансового документа на 2021 год говорит о том, что мы не знаем, куда их потратим. Если бы знали, то цифры были бы конкретные.
В принципе запрос на новую индустриальную политику или реиндустриализацию в Украине ощущается все сильнее. Свидетельством этого становится все более активная защита промышленниками национального рынка и их обеспокоенность усилившимся процессом миграции квалифицированных кадров.
Поэтому изданию фундаментального исследования о возможностях НИРУ содействовали Федерация работодателей Украины, Торгово-промышленная палата и более десятка крупных украинских компаний.
Исследование Владимира Власюка, оформленное в виде добротно изданной книги объемом более 400 стр. со множеством таблиц и графиков, несомненно, окажется востребованным или даже станет, как шутит автор, «экономической библией» современной Украины.
Однако для реализации любой экономической концепции необходима политическая воля. И книги, подобные «Економічному відродженню», могут способствовать формированию лидеров, которые, подобно Конраду Аденауэру, Ли Куан Ю или Пак Чон Хи, уже в ближайшие годы смогут возглавить украинский экономический прорыв и начать вывод Украины из ловушки бедности. Пока же авторы полагают, что тезисы НИРУ как минимум станут ключевой составляющей разрабатываемой промышленной стратегии Украины.
Источник https://bit.ly/2HSCIM7