Динамика цен на прокат все еще определяется COST-DRIVEN моделью
Динамика цен на прокат все еще определяется COST-DRIVEN моделью
В марте в условиях все еще вялого спроса на прокат со стороны сталепотребляющих отраслей, ключевым фактором изменения цен на прокат стала динамика на сырьевых рынках. В результате, в большинстве регионов доминировал нисходящий ценовой тренд. Такая информация содержится в ежемесячном исследовании рынка стали, проведенном ГП «Укрпромвнешэкспертиза» (УПЭ).
В азиатском регионе нисходящие тенденции в сегменте готовой продукции усилились. За первые три недели марта спотовые цены на руду просели на 8-9 $/т, котировки коксующегося угля обвалились на 15 $/т. «В подобных условиях, на фоне все еще вялого внутреннего спроса, китайские производители арматуры, катанки и рулонов вновь активизировали свои продажи на внешних рынках, выйдя с более низкими ценовыми предложениями», — комментирует Павел Перконос, начальник аналитического отдела УПЭ. В результате, импортные цены на прокат в Азии к началу апреля просели на $10-18.
В то же время, турецкие экспортеры длинного проката в марте решительно перешли к ценоповышательной политике. Опять таки, ключевым фактором для этого послужило резкое удорожание лома уже во вторую декаду месяца. Местным заводам удалось реализовать прирост в ценах сделок в 13-20 $/т к началу апреля. Цены на плоский прокат оставались неизменными, несмотря на удорожание стального лома.
В портах Черного моря цены на различные виды проката в марте двигались разнонаправлено. В сегменте заготовки поставщикам из СНГ удалось реализовать прирост цен в более чем 10 $/т, причем уже в конце месяца большинство заводов закрыли книги заказов на апрель. «Наибольший интерес к заготовке проявляли перекатчики из Египта, Турции, Иордании, Ливии. Достаточно сдержанная ценовая политика позволила экспортерам из СНГ фактически оставить за бортом основных конкурентов – производителей из Турции», — отмечает Павел Перконос.
В то же время, украинские производители готового длинного проката (арматуры, катанки и сорта) оказались в значительно худшей ситуации. Дальнейшая эскалация напряженности в политических отношениях между Украиной и Россией поставила под удар ряд украинских заводов, которые традиционно в значительной степени ориентировались на рынки СНГ и России в частности. «В подобных условиях они вынуждены были искать альтернативные рынки сбыта, в том числе используя инструмент снижения цен. Отчасти, это стало возможным благодаря очередному значительному ослаблению гривны относительно доллара (на 8-10%), что привело к дальнейшему снижению себестоимости в долларовом эквиваленте. В результате, готовый длинный прокат в портах Черного к началу апреля снизился в цене еще на 3-5 $/т до 520-555 $/т fob для арматуры и 530-555 $/т fob для катанки», — отмечает Павел Перконос. Поставщики плоского проката из СНГ также в течение месяца снижали цену реализации своей продукции.
По прогнозам УПЭ, пиковый сезонный спрос в строительном секторе будет играть решающую роль в апреле. Необходимость пополнения складских запасов для удержания их на высоком уровне (ввиду прогнозируемого роста потребления во 2-ом квартале) и ожидаемое снижение предложения продукции из СНГ (в условиях меньшей загрузки оборудования во время майских праздников) позволят производителям добиться небольшого повышения цен. Однако уже в мае цены развернутся вниз под воздействием факторов COST-DRIVEN модели изменения цен на прокат. «В то же время, несмотря на падение контрактных цен на железорудное сырье и коксующийся уголь, снижение себестоимости будет умеренным из-за разворота вверх спотовых цен на сырье. Весомым понижающим фактором останется жесткая конкуренция на международных рынках из-за избытка китайской продукции», — аргументирует Павел Перконос.
По вопросам получения полных результатов исследования «Рынок стали: аналитика, прогнозы, сценарии»: Павел Перконос, начальник аналитического отдела, тел. 044-484-43-68, e-mail: paul@expert.kiev.ua
Справка:
ГП «Укрпромвнешэкспертиза» основано в 1993 году. Основные направления деятельности – стратегический маркетинг, ведение специализированных информационно-аналитических проектов, разработка бизнес-стратегий, экспертиза и оценка бизнеса. Компания выполняет маркетинговые исследования сектора стали, а также других рынков товаров и услуг.