Экспорт одежды из Украины: Европейский Союз в приоритете
За последние 5 лет все сегменты мирового рынка одежды демонстрировали рост
Мировая торговля одеждой растет в среднем на 4% в год. Однако удельный вес Украины на мировом рынке одежды за последние 5 лет уменьшилась с 0,16% до 0,10%. К тому же почти 90% объемов украинского экспорта приходилось на давальческие схемы 88% в 2013 г. (583 млн. долл.) и 89% в 2014 г. (566 млн. долл.). Данная информация была представлена ГП «Укрпромвнешэкспертиза» (УПЭ), которая стала одним из организаторов семинара «Экспорт одежды из Украины: от теории к практике».
По словам экспертов УПЭ, в товарной структуре украинского экспорта преобладает верхняя одежда (285,6 млн. долл. или 64,2%) и нижнее белье (77,4 млн. долл. или 17,4%).
Товарная структура украинского экспорта одежды в 2015 г., млн. долл. США
«Существенное снижение внутреннего спроса на отечественную одежду заставляет украинские компании искать новые рынки сбыта. — Отмечает Владимир Власюк, директор УПЭ. — Поэтому стратегически важными для украинских производителей одежды являются емкие рынки, а также рынки демонстрирующие высокие темпы прироста импортного спроса, в частности страны ЕС». В последние годы, основными покупателями украинской одежды являются страны Европейского Союза (525 млн. долл. или 90,5%) и Россия (33 млн. долл. или 5,6%), при этом заметна тенденция сокращения доли России в общем экспорте и рост доли Европейского Союза.
Географическая структура украинской внешней торговли одеждой в 2015 г., млн. долл. США
Главными европейскими импортерами украинской одежды являются: Германия (161 млн. долл.), Венгрия (32 млн. долл.), Италия (31 млн. долл.), Польша (30 млн. долл.), на которые суммарно в 2015 г. приходилось почти 57% экспорта из Украины.
Привлекательность европейского рынка подтверждается существенными объемами импорта. Так, данный регион является крупнейшим мировым импортером, на который в 2015 г. приходилось 40,7% объемов общемирового импорта — 178 млрд. долл. и более половины импорта (57% или 83 млрд. евро) приходится на закупки за пределами ЕС. При этом наиболее перспективными для украинских производителей одежды являются европейские страны не только с большими объемами импорта, но и со значительными темпами роста импортного спроса. В частности, такими перспективными рынками являются Люксембург (+ 20,0% в год), Польша (+ 15,4%), Латвия (+ 12,9%), Словакия (+ 12,5%), Литва (+12,4 %), Испания (+ 9,2%), Болгария (+ 9,0%) и Нидерланды (+ 8,1%).
К наиболее перспективным товарным позициям, которые может поставлять Украина на рынки ЕС относятся: костюмы, брюки, мужские трикотажные (среднегодовые темпы роста импортного спроса в ЕС — 14,4%); брюки, комбинезоны женские, производственные и профессиональные (10,2%); пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки, мужские трикотажные (11,5%); костюмы, платья, юбки, женские трикотажные (9,7%).
Как отмечает заместитель начальника отдела секторальных исследований и проектных разработок УПЭ Николай Мостовьяк, кроме значительного импортного спроса, к основным возможностям для украинских производителей на рынке ЕС можно отнести: короткий срок доставки учитывая общие границы Украины с Евросоюзом; низкая стоимость рабочей силы и низкая вероятность повышения заработной платы в краткосрочной и среднесрочной перспективе; потенциал для увеличения поставок на европейские экспортные рынки после вступления в силу Соглашения об ассоциации с ЕС; возможность производить небольшие объемы заказов для видов одежды, на которую быстро меняется мода.
Наряду с Европейским Союзом, украинским производителям одежды стоит обратить внимание на развивающиеся страны. Демографические и экономические изменения в этих государствах привели к формированию достаточно состоятельного среднего класса, потребность которого в современной и качественной одежде может быть успешно удовлетворена украинскими производителями. Таким образом, постоянный рост мирового рынка одежды, а особенно отдельных его сегментов, позволяет украинским производителям наращивать экспорт благодаря высокому качеству товара, низкой себестоимости готовой продукции и логистическим преимуществам Украины по сравнению с азиатскими государствами.
Презентации доступны для просмотра:
- Володимир Власюк. Експортна стратегія та експортний план: розробка та реалізація (внутрішня реорганізація ресурсів компанії, інструменти маркетингу, тайм-менеджмент тощо).
- Микола Мостов’як. Європейський ринок одягу: тенденції та перспективні сегменти.
- Юрій Добровольський. Тендери на закупівлю одягу: можливості для українських виробників.
- Юрій Добровольський. Корисні інформаційні ресурси для експортерів одягу.
- Тарас Ткаченко. Перспективні ринкові сегменти для експорту одягу.
- Олексій Рожков. Що таке DCFTA (Договір про глибоку та всеосяжну вільну торгівлю) і які можливості та зобов’язання виникають для українських виробників одягу? Актуальні проблеми з отриманням сертифікату EUR 1.
- Вікторія Микуляк. Правила походження товарів, тарифне і нетарифне регулювання експорту одягу.
- Тетяна Абрамова. Успішний досвід будинку моди «RITO» при виході на іноземні ринки.
- Ольга Іванченко. ЄБРР: інструменти підтримки малого та середнього бізнесу з виробництва та експорту одягу.
- Юлія Павленко. Можливості Cross-border E-Commerce. Легкий вихід на глобальні ринки.
- Микита Полатайко. Торгівля одягом на Amazon та eBay, використання платіжної системи PayPal: перепони та можливості.
- Ігор Кустов. Просування товарів на Amazon. Практичні аспекти.
- Анжела Махінова. Заходи торговельного захисту: внутрішній ринок та ризики при формуванні цінової політики при експорті.
- Іван Бараненко. Ризик застосування спеціальних санкцій у зовнішньоекономічній діяльності.
- Голда Виноградська. Історія успішного експорту одягу в ЄС (на прикладі вітчизняної компанії).
- Голда Виноградська. Створення центру з підтримки українських експортерів одягу.