Инструменты поддержки отечественного экспорта и потенциал внешней торговли
В течение последних трех лет объемы украинского экспорта сократились на 21,6% (с 68,8 до 53,9 млрд. $), что значительно ухудшило макроэкономическую стабильность. В 2014 г. украинский экспорт товаров снизился на 14,8% (-9,4 млрд. $), главным образом, вследствие сокращения поставок металлургической (сталь, трубы), химической (удобрения) и машиностроительной (вагоны, локомотивы) продукции.
Негативные тенденции во внешней торговле Украины требуют поиска путей развития. При этом приоритетом должно стать сотрудничество с рынком Европейского союза. На данный момент, доля Украины в импорте ЕС составляет мизерные 0,3%, несмотря на чрезвычайную емкость и географическую близость. Так, общий импорт Европейского союза составляет 5739 млрд. $ (в 2014 г.). В то же время, объем импорта Таможенного союза составляет всего лишь 407 млрд. $.
Следует отметить, что украинский экспорт в страны ЕС не восстановился до максимального докризисного уровня 2008 г. Уменьшение негативного торгового сальдо с ЕС в 2014 г. обусловлено незначительным ростом экспорта (+0,2 млрд. $) и существенным сокращением импорта (-6,0 млрд. $). По мнению аналитиков Укрпромвнешэкспертизы, наиболее перспективными товарами для производства и последующего экспорта (в том числе в ЕС) являются реакторы, машинное оборудование, электрические машины, готовая одежда, органические химические соединения и др.
Однако, только производство продукции, пользующейся спросом, не способно обеспечить преодоление негативных тенденций во внешней торговле Украины. Поэтому, крайне важным является использование следующих инструментов поддержки внешней торговли:
- обеспечение своевременного возмещения НДС при экспорте продукции
- увеличение срока возврата валютной выручки с 90 до 180 дней
- создание механизма страхования экспорта, как вариант — создание Государственного экспортно-кредитного учреждения
- организация сети центров по экспортному консалтингу, в частности, для определения возможностей экспорта в страны ЕС, установления коммуникаций с потребителями и партнерами и стратегий продвижения товара, консультирования по техническим барьерам, регламентам и стандартам и т.д.
- создание офисов Торгового представителя в странах-торговых партнерах Украины с возможностью их финансирования бизнесом на условиях государственно-частного партнерства.
Данный материал создан на основе презентации «Инструменты поддержки отечественного экспорта и потенциал внешней торговли», которая использовалась в ряде публичных выступлений директора Укрпромвнешэкспертизы Владимира Власюка.